Заглянув в справочники по мифологии, можно
узнать, что во многих культурах Евразии и Северной Америки образ волка
был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или
бога войны) и родоначальника племени, который «выступает в образе волка
или обладает способностью превращаться в волка». В ряде случаев такой
герой имел соответствующее имя либо прозвище. Таковым был, например,
Бхима из индийской Махабхараты. В осетинском эпосе Нарты герой именуется
«имеющим голову волка». Грузинского царя Вахтанга I звали Горгослани,
т.е. «имеющий брюхо волка». В египетской традиции Упуат - бог в образе
волка был проводником, разведчиком и покровителем умерших, его называли
«первым бойцом» Осириса. Посмотрите картинки волков .
У этрусков волчий скальп украшал голову царя
Преисподней Аиты, аналогичный головной убор носил изначально и этрусский
Лукумон, символизируя священного покойника. Связь волка с первопредком
просматривается в легенде о капитолийской волчице, вскормившей
основателей Рима, Ромула и Рема. Это было знаком приобщения их к миру
мёртвых, т.е. они с рождения стали лукумонами - владыками, обладавшими
тайным знанием. Подобные сказания есть и у других народов. По
древнеиранской легенде, царя Кира вскормила тоже волчица; китайская
хроника VII в. сообщает о предках тюрок, истребленных врагами, кроме
одного мальчика, которого спасла и вскормила волчица, впоследствии
ставшая его женой и родившая ему девять сыновей. А у Аполлона было
прозвище «рождённый волчицей», поскольку её облик приняла богиня Лето.
Генеалогический миф чингизханов сообщает, что их прародителем был
пепельный волк, спустившийся с неба и соединившийся с ланью. И у
бога Одина, было, как известно, два волка - Гери и Фреки, являвшиеся его
чудесными помощниками. А сам он был проглочен гигантским волком
Фенриром. Индейцы-алгонкины считают, что Волк, брат Манабозо провалился в
нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых.
Широко прослеживается символика волка и в славянской, и русской
мифологиях, где он соотносится с мертвыми, предками, «ходячими»
покойниками и т.п. В некоторых заговорах от волка упоминалось, что он
бывает у мертвых на «том свете», а при встрече с ним полагалось
призывать на помощь умерших или «превратиться» в покойника, т.е.
замереть молча, не дышать. Былинный богатырь Волх Всеславич умел
превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно
мгновение громадные расстояния. Любопытно, что существовал обычай
называть волками всю родню невесты, а иногда всю дружину жениха, в
народных песнях родня жениха называет невесту «волчицей». Волку в
культурной традиции присуща функция посредника между «этим» и «тем»
светом, между людьми и силами иного мира, в т.ч. в их отношениях с
Богом. Уже отмечалось, что нападение волка считалось выполнением карающей божьей воли. А ещё была поговорка: «Что у волка в зубах, то Егорий дал». С
волком связывались важнейшие приметы, поскольку считалось, что он может
предвещать судьбу. Так, волк, перебегающий дорогу путнику, или
показавшийся вблизи деревни, предвещал удачу, счастье и благополучие. А
если забегал в селение - это было знаком неурожая. Волчья стая означала
приближение войны, вой их предвещал голод. Осенью волчий вой
расценивался как предвестье дождя, зимой - мороза и метели. С
принятием христианства хтонические персонажи славянской мифологии стали
ассоциироваться с чертями. По народным поверьям, волки охотятся за
ними, чтобы снизить их поголовье. Старинное сказание повествует, что
будто бы чёрт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог
его оживить, а когда это было сделано Богом, зверь бросился на чёрта и
схватил его за ногу. Одна из трактовок символизма сказки про
семерых козлят утверждает, что первоначально волк в ней олицетворял
первопредка, который должен был извести семь смертных грехов, в чём ему
помогает сам Бог в образе кузнеца, уцелевший козлёнок - это воплощение
гордыни, самого труднопобедимого греха, а коза - символ неуничтожимого
сатаны. Вспомним, что Серый Волк спасает и Ивана-царевича, убитого
братьями, с помощью живой и мёртвой воды. Целые народы называли
себя волками: славянские лютичи, соранские ирпы, даки и т.д. Этот образ
до сих пор присутствует в воинской, спортивной символике, в геральдике
как знак доблести, силы и ума, а также справедливости и честолюбия,
храбрости, свободы, независимости, самостоятельности, выносливости. Так
что не всегда стоит бояться волка.
|