Институт дистанционного обучения предоставляет возможность учиться в собственном
временном темпе по индивидуальному плану, что приводит к большей
ответственности и самостоятельности студента и во многом базируется на
его желании и необходимости иметь профессиональные знания и умения.
Дистанционное обучение организуется с учетом таких основных факторов:
- свободы выбора студентом образовательной траектории учебно-познавательной деятельности; - индивидуально-типологической особенности личности; - уровнем подготовленности субъектов дистанционного обучения; - специфического характера эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов дистанционного обучения; - региональностью. Дистанционное обучение в университете планируется и осуществляется соответственно таким особенностям: - безконкурсное поступление в университет; -
открытое планирование обучения, то есть свобода составления
индивидуального учебного плана путем выбора дисциплин соответственно
образовательно-профессиональной программе подготовки специалистов данной
специальности; - свобода выбора места обучения: студенты могут
отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и
самостоятельно избирать, где учиться; - свобода выбора времени и
темпа обучения, то есть прием студентов в университет на протяжении
всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения (в зависимости от
возможностей в овладении учебной программы).
Соответственно
идеологии дистанционного обучения студенты не посещают регулярных
учебных занятий (лекций, семинаров), а работают в удобное для себя
время, в удобном месте и в удобном темпе, тратя на обучение столько
времени, сколько необходимо любому из них для усвоения учебного
материала дисциплин и сдачи необходимых зачетов и экзаменов.
Для
содействия лучшему усвоению учебного материала и предоставления
необходимой организационной, методической и другой помощи к студенту
прикрепляется преподаватель-координатор (консультант) по направлению или
дисциплине. Взаимодействие преподавателя-координатора (консультанта) со
студентами дистанционной формы обучения, организовывается на базе сети
Интернет, осуществляется в формах:
- индивидуальная переписка со студентами по электронной почте; -
распространение информационных материалов и переписка со всей
виртуальной учебной группой одновременно при помощи списка рассылки; - консультационная помощь при проведении учебных проектов и решении проблемных вопросов в рамках учебного плана; - проведение контрольных мероприятий.
Необходимым
условием эффективной самостоятельной учебной работы студента при
дистанционном обучении есть наличие качественного сертифицированного
дидактического обеспечения, под которым понимается комплекс
разнообразных видов содержательной учебной информации, разработанный с
учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и
других наук и выполненного на разнообразных носителях (бумажных,
магнитных, пленочных и т.п.). Указанное дидактическое обеспечение
выполняет такие функции в учебном процессе: организационную, учебную,
контролирующую, корректировочную, коммуникативную, рефлексивную,
прогнозную и т.п.
На кафедре дистанционного обучения формируется
база данных на каждого студента. Право доступа к базе данных имеют
только администрация университета и Института заочного и дистанционного
обучения, а также преподаватели кафедры, которые ведут соответствующие
учебные дисциплины (преподаватели-координаторы, консультанты). Указанная
база данных предоставляет возможность обнаружить индивидуальные
особенности студента, своевременно, по необходимости, скорректировать
график изучения им отдельных дисциплин и проведения консультаций, а
также адаптироваться преподавателю-координатору к индивидуальным
образовательно-профессиональным и психофизиологическим особенностям
студента.
В дистанционном обучении компьютерные средства и активные методы обучения служат основой организации учебного процесса.
|